Спектакль "Поминальная молитва"
Как-то так вышло, что я не читала эту пьесу Горина (не говоря уже о Шолом-Алейхеме) и не смотрела классический Ленкомовский спектакль, поэтому должна признаться, что меня несколько отпугивало название "Поминальная молитва". И если вы вдруг по тем же причинам до сих пор не видели эту постановку, то поверьте, это...
Показать целиком
Спектакль "Поминальная молитва"
Как-то так вышло, что я не читала эту пьесу Горина (не говоря уже о Шолом-Алейхеме) и не смотрела классический Ленкомовский спектакль, поэтому должна признаться, что меня несколько отпугивало название "Поминальная молитва". И если вы вдруг по тем же причинам до сих пор не видели эту постановку, то поверьте, это очень светлый и полный юмора спектакль, несмотря на то..., да собственно говоря, несмотря ни на что!
Представьте себе небольшое еврейское местечко где-то на заре двадцатого века. Русские, евреи, украинцы - обычная (до недавнего времени) смесь национальностей, верований и обычаев ("жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на свое кладбище.. "), рождающая не только забавные и непростые перепитии отношений, но и очаровательный и мудрый еврейский юмор, который пронизывает все происходящее, смешиваясь с межнациональной грустью.
Боже милосердный, всех кормящий и насыщающий! Если ты создал человека – человеком, а лошадь – лошадью, то разве справедливо, что человек тянет оглобли, а эта холера плетется сзади и ржет? Знаю, что ответишь: «Не ропщи, ибо путь каждого записан в Книге Судеб…». Это так! Но важно, на какой странице… я к тому, что если Тебе было угодно создавать сперва бедных, а потом – богатых, то я был готов встать во вторую очередь… Мне не к спеху! Как говорится, лучше последним на свадьбе, чем первым на похоронах… и кому было б плохо, если б я был богат?
Наверное, эту пьесу можно ставить по-разному. Благо, замечательная основа дает возможность выбирать нужные акценты. Мне показалось, что в театре "Мост" сделали спектакль про жизнь. Про простую, уютную, нормальную, человеческую жизнь вот этого самого местечка. Она прекрасна уже тем, что есть и идет своим чередом. Она здесь - главное. И это очень правильно, по-моему.
Фоном и изящными намеками - про зарождающиеся где-то там в столицах перемены (и как это внезапно и в то же время привычно оказывается вне времени!), про взаимоотношения человека и власти, те самые, что вынуждают урядника принимать решения, которые и ему самому-то совершенно не по душе. Как говорится, "ничего личного, просто работа", про уходящее время...
А еще спектакль пропитан любовью. Во всех смыслах - нежные отношения в семье молочника Тевье, влюбленности его дочерей, теплота, с которой относятся друг к другу соседи (несмотря на изрядное ехидство), и даже трогательные мечты Степана о Голде. И так страшно, когда все это начинает постепенно рушиться. Потому что пришло время. Потому что любая жизнь имеет свой конец. Разлетаются из родного гнезда сестры, появляются болезни, умирает жена Тевье, да еще и переезжать приходится. И вот опять же правильно, что акцент сделан не на трагедии переселения за черту оседлости, а на более вечном и постоянном течении времени. Ведь переселение можно пережить ("хорошо, где нас нет, а поскольку мы теперь везде, где – хорошо?"), а время не воротишь.
И очень здорово, что и жизненные сложности, и надвигающиеся проблемы, и душевное тепло, удалось показать совершенно естественно и одновременно как бы в дымке на фоне которой еще ярче кажется та самая обыкновенная и прекрасная жизнь.
Постановка отличная. Пожалуй, вначале немного напоминает радиоспектакль, но затем так втягиваешься, что мозг легко дорисовывает картинки к практически пустой сцене. И хотя декораций мне бы все же хотелось классических (ничего не могу с собой поделать), актерская игра великолепна. Особенно первое действие (когда про жизнь и людей).
Образы Тевье, Голды и Менахема в исполнении Евгения Никулина (он вообще невероятный, но то, как он разговаривает с Богом - это что-то особенное), Людмилы Давыдовой (она самое настоящее золото, и как актриса, и как жена Тевье) и Фамиля Велиева (вспомнить хотя бы дырявый ботинок!) меня просто покорили. Они такие настоящие!
Ну и не могу не сказать, что оригинал, т.е. сама пьеса - прекрасна. Григорий Горин определенно талантище, ведь практически каждая из его (увы, немногочисленных пьес) растащена на цитаты. "Поминальная молитва" не исключение, и даже, если вы думаете, что с ней не знакомы, уже первые диалоги убедят вас в обратном ("Батюшка, а что раньше было: курица или яйцо? - А раньше, голубчик, все было"). Здесь есть, над чем посмеяться, о чем задуматься и что играть. А играют, как я уже говорила, в театре "Мост" очень хорошо!
В общем, это очень светлый, умный, искренний и живой спектакль, который я с удовольствием рекомендую к просмотру
Про места. Зал в театре "Мост" маленький (всего 7 рядов с приличным подъемом , так что достаточно хорошо видно отовсюду. Идеальные места - серединка 3-4-5 рядов.