ОТЗЫВ на статью Е. Мельникова "Волшебная зима" в Красноярском театре кукол" от 30 января 2015г.
Прочитала статью - респект автору, как закручено-заворочено!!! Интересно на кого ориентировано?
Одна из преподавателей однажды на семинаре сказала студентам: "Придете на работу, говорите непонятными терминами, чтоб все думали, что вы умные"....
Показать целиком
ОТЗЫВ на статью Е. Мельникова "Волшебная зима" в Красноярском театре кукол" от 30 января 2015г.
Прочитала статью - респект автору, как закручено-заворочено!!! Интересно на кого ориентировано?
Одна из преподавателей однажды на семинаре сказала студентам: "Придете на работу, говорите непонятными терминами, чтоб все думали, что вы умные".
В профессиональный качествах журналиста Евгения Мельникова не приходится сомневаться и, учитывая автопортрет(способность к диалогу), рискну задать вопросы о грустных книжках в холодильнике, эпичности похорон, опасениях (ужасающихся) мам и "ребёнках", которые могут легко объяснить.
Вы владеете знаниями психологии детей дошкольного и школьного возраста?
Объясню почему возник вопрос: во время интермедии обратила внимание на девочку, которая не участвовала в празднике, а упорно всё представление пыталась открыть дверь в "зазеркалье"(так и не поняла, почему это был старый шифоньер?). Это чудо-ребенок! Всё представление наблюдала, как она настойчиво пыталась... и все-таки открыла. После спектакля познакомилась с ней. Оказалось, ей 6 лет, в прошлом году мама прочитала ей все сказки Туве Янссон. В процессе чтения она испытывала чувство страха, как рассказывала мама, но просила читать дальше, а по окончанию чтения произошло нечто - теперь ребенок спит только при включённом светильнике и не дает себя укрывать одеялом.
Кроме того, видела, как во время спектакля мамы поясняли детям происходящее, а передо мной сидела мама (похоже, что армянка), с тремя дочками (лет 7, 5, 4), девочки не понимали содержание, общались между собой, потом просто встали, но мама упорно сдерживала их до окончания спектакля.
Через 10-15 минут после начала спектакля из зала начали уходить...вышли около двадцати зрителей..., а ведь, они заплатили за билеты?
Теперь по существу: Проблема адресата. Извечная проблема театра кукол, которую так сложно решить? Не думаю, что администрацией театра пьеса "Волшебная зима" была случайно выбрана спектаклем к новогодним праздникам и режиссер не предполагал, какого возраста зрители приходят на новогодние представления. Новый год у детей связан с ожиданием волшебства, видно у постановщиков и автора статьи иное представление об "убедительной красивости" "Волшебной зимы".
Не понимаю, о какой Вы чести говорите, но тема смерти- сложная психологическая тема и уж никак не для дошкольного возраста и не в новогодние праздники. Только родители имеют право решать, когда заговорить с ребенком на эту тему. Это отдельная тема и на определенного зрителя, как и разговор об одиночестве, понимание фатализма, меланхолии и отягощенной метафизики. Даже в подростковом возрасте это под силу не каждому ребёнку. И дело не в скуке, а в том, что говорить с детьми на эту тему без предварительной подготовки недопустимо, в крайнем случае, это должен был сделать педагог или режиссёр постановщик перед началом просмотра, чего не случилось.
Не поняла, почему Вас смутили "живые люди", но детский театр имеет отличительные особенности -детям необходим непосредственное общение и включенность в происходящие, соучастие, а не "созерцательность" (интересно, что Вы понимаете под "определенным уровнем созерцательности"?).
Можно приветствовать, что обжёгшись на "ёлках" постановщики внесли изменения, но не слишком дорогая цена эксперимента над детьми? И по какому праву? Дети дошкольного возраста легко внушаемы- слово, свет, музыкальное сопровождение, подиум(сцена) сильнейшие средства внушения, особенно в этом возрасте и не только в этом. Поэтому, слово , обращенное к ребёнку, не может быть случайным. Туве Янссон писала для финских детей (иной менталитет, другая культура и другая философия воспитания), может быть для финских детей она и волшебница, но скорее это сказочные истории, а не сказки. Мама, прячущая "грустные книги в холодильник" берет на себя ответственность за уровень информированности своего ребенка, а Вы, постановщики спектакля, можете взять на себя ответственность за то, что вложили в подсознание ребенка и то,"чем ваше слово отзовётся"?
Дети каждой национальности растут в определенной культуре, если я правильно понимаю, театр кукол ориентирован на русскоговорящих детей. Критическое мышление в дошкольном возрасте ещё не сформировано и то, что "в спектакле выдерживается в родных для текста интонациях — восторженного недоверия", а не адаптировано с учетом менталитета русского ребёнка, вызывает недоверие, но не восторженное...Сложно даже представить "восторженное недоверие, как одно из чувств.
Русских детей всегда воспитывали в традициях взаимовыручки, сочувствия и соучастия, да и тема-"вырастет крепче, если придется трудновато" - тоже подростковая. А про "концептуальный нож" и пушистый хвостик белочки, который лучше было бы... - по умолчанию.
Общее впечатление о спектакле - психологически тяжелый, давящий свет, пронзительная музыка, сложная смысловая нагрузка. Ушла в подавленном настроении, сразу после спектакля отзыв писать не стала, требовалось время на осмысление. Почему-то последнее время, задаю себе вопрос: чем руководствуются постановщики детских театров при выборе репертуара? Ориентируются за социальный заказ родителей (т.к. театр - один из институтов воспитания и создается для зрителей), личная у них мотивация или исходят из перспектив участия в "масках", фестивалях и конкурсах? В принципе, возможно и то, и другое, но это требует особого (дополнительного) уровня профессиональной подготовки.
P.S. Наша культура долгое время ориентировалась на европейские ценности, мы научились заковыристо говорить, используя иностранные слова, навязываем чужую культуру, решаем за родителей и детей, что им лучше...имеем ли мы на это право и понимаем ли уровень ответственности за то, что говорим и делаем?
Не знаю, как отреагирует коллектив театра на мой отзыв, но это моё мнение и за каждое своё слово я отвечаю. Как человек, неравнодушный к тому, что происходит в нашей стране в сфере воспитания, образования и культуры, понимаю, что результат "реформ" придется исправлять не один год, НО КОГДА-ТО ЭТО НАЧИНАТЬ НАДО. ПОРА!!!
С пожеланием творческих успехов, профессионального роста, успехов в воспитании гражданской позиции детей и уважительного отношения к национальным традициям и национальной культуре.