На днях по рекомендации школы завершили процедуру прохождения ПМПК. Заняться этим решили в связи с наличием свободного времени и жажды приключений. Хотя кажется, что задача не такая уж большая, но знаменитая российская бюрократия и удивительный прошлый век организации медицины докажут, что не все так просто. Так, психиатра обязательно нужно было...
Показать целиком
На днях по рекомендации школы завершили процедуру прохождения ПМПК. Заняться этим решили в связи с наличием свободного времени и жажды приключений. Хотя кажется, что задача не такая уж большая, но знаменитая российская бюрократия и удивительный прошлый век организации медицины докажут, что не все так просто. Так, психиатра обязательно нужно было проходить по месту жительства, а это значит – висеть на телефоне час и потом еще один час, когда кто-то, взяв трубку, не справится с управлением, она случайно выскользнет из дрожащих от усердной работы рук и звонок скинется. Через Госуслуги получилось записаться только к остальным врачам, но они тоже собрались не в одной поликлинике. Так что если вы за то, чтобы обойти в городе новые необычные места, пообщаться с разными интересными людьми в белых халатах, то настоятельно рекомендую пройти всех этих специалистов бесплатно.
Самое большое путешествие пришлось проделать к упомянутому психиатру, который находится на Уралмаше возле конечной станции метро и при этом отвечает за Верх-исетский район в противоположном конце города – как же поощряется наша затаенная с детства любознательность, тяга к исследованию! Как оказалось, в это атмосферное место придется вернуться еще разок, ведь психиатр ничего не может заключить без психолога (сюрприз – никто об этом почему-то не предупредил), а в регистратуре откроют, что записи к психологу нет и нужно будет потом еще насладиться часик или два веселой музыкой при звонках. Решив эти вопросы, по второму приезду психолог прорекламирует свои услуги и предложит поездить на целую программу из занятий, а психиатр направит к психотерапевту, но по какой-то причине не убедят в разумности такого плана. Ребенок уже после двух этих посещений выходит от врачей каким-то злым и уставшим – отчасти, может быть, из-за длинных поездок, отчасти оттого, что бабушка-психиатр очень хочет быть полезной, но немного не догоняет, сколько ребенку лет и что он уже практически подросток, разговаривает с ним, как будто ему намного меньше, отчего тот и недоволен. Ну что поделать, уже забыла, наверное, каково это – быть подростком, хоть и работает в детской психиатрической больнице. Поэтому по весьма неочевидной, запутанной логике я решаю, что еще 10 таких занятий, призванных улучшить психологическое состояние ребенка, наверное, могут его не особо улучшить, а даже наоборот. Да, и еще эта добрая бабушка-психиатр, которая сидит в кабинете вместе со своим альтер-эго – резкой и дерзкой медсестрой немного помоложе, забирает у нас пару важных оригиналов документов, и потом очень удивляется, что мы этого сами не заметили и не предусмотрели, ведь любой врач может забрать документы, стоит ему только их показать (спойлер – ни с кем другим такого не произошло). Оригиналы уже впоследствии подшиты к делу, поэтому приходится их перезаказывать в школе.
Но перейдем к самой комиссии ПМПК. Когда все формальности улажены, бумаги с грехом пополам собраны, приходим в назначенное время и заполняем согласие. К слову, запись на сайте не работала, хотя указано было, что можно записаться только на сайте – для это пришлось прийти лично, благо это уже недалеко от дома. Здесь нас принимает комиссия – две спокойные, флегматичные дамы и одна бешеная. При мне проводится тестирование. Ребенку говорят десять случайных слов – и, о чудо, он с первого раза повторяет девять из них. Потом он по секрету мне скажет, что все так сразу запомнил, потому что до этого ему уже говорили набор именно из этих слов другие врачи в своих тестах, но бешеная дама очень впечатляется этим фактом и увещевает, какой ребенок умный, а все остальные, кто приходил до этого, были тупые, а меня корит за то, что по моей вине такой потенциал не реализуется в одни пятерки. Ребенку при этом говорит, что он и сам может себя организовать, если захочет, а если не захочет – не возьмут никуда даже сторожем. Тут обозначается невероятная важнейшая роль школы, а со мной дискуссия проходит в другой плоскости и возникает когнитивный диссонанс – оказывается, по закону родители отвечают за образование ребенка, а школа только помогает им в этом. Но если такая большая у нее роль, то почему такая низкая ответственность? И еще – почему, несмотря на весь псевдоинтеллектуальный налет, в разговор проползает такой советский базарный стиль? Почему педагог-психолог, который должен хорошо разбираться в людях, не догадывается, что при ребенке мне лучше ничего не высказывать, он в итоге запутается и ничего не поймет, расстроится и будет винить скорее себя? И почему, пытаясь возвысить роль школы, она добивается от меня обратного эффекта – я вспоминаю и утверждаюсь в том, что школу никогда особо не любил и пользы для себя вынес мало? Основной тон школы – это какое-то излишнее, мерзкое давление. Чуть ли не единственное, за что я ей благодарен – это то, что один из учителей посоветовал мне прочитать «Властелина колец». В остальном свои познания в литературе, кино, умении работать со словом, другие нужные для жизни навыки я развивал сам. А то, что хорошо учиться в школе, чтобы найти хорошую работу – устаревший советский стереотип, вообще не требует особых доказательств. Сейчас часто бывает наоборот: те, кто учится не очень хорошо, находят нестандартные более успешные пути.
Причина всех этих противоречий и вопросов сводится к одному: подобные люди сами в глубине души в себе не уверены, сомневаются, что их место значительное, но навязанные пропагандой ценности требуют так себя пытаться выпячивать перед другими. Проблема в том, что это чувствуется и разоблачается при небольшом анализе. Больше уверенности и лучше качество работы специалистов медицины и образования было бы, если бы труды их достойнее оплачивались. Вывод в стиле капитана очевидность, но тем не менее. И да, я считаю, что ребенку ничего не нужно навязывать – ни сверхценность школы, ни ее бесполезность, поэтому при нем я такое мнение не высказывал. Пусть сам решает. Это должны понять и местные работники – добиваться чего-то лучше не навязыванием сомнительных стереотипов, но интересом, за который как раз отвечают в основном преподаватели и составители школьной программы.
А после прохождения комиссии ПМПК мы все же получили нужный результат – рекомендации на адаптированный план обучения, благодаря великодушному соизволению почтенных дам – или более внимательному рассмотрению ими других документов, кроме собственных сверхточных тестов, указывающих на некоторые соматические проблемы и общие сложности в поведении ребенка. Так что на троечку пойдет – к тому же и парочку полезных обследований прошли. При наличии свободного времени и душевных сил стоит того.
Мораль (внезапно) сей басни такова: если посмотреть со стороны и сверху, все мы довольно проблемные, хотя и не все из нас хотят себе в этом признаваться, поэтому давайте будем внимательнее и добрее друг к другу!