- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
-
+6 фотографий
У меня было много крыс. Крыса - милейшее и умнейшее животное, доброе и верное. Но что делает крыса, если загнать ее в угол, и кого потом считать в этом виноватым?
Пожалуй, еще никогда не чувствовала спектакль так остро, как в этот раз. Наверное потому, что это был третий спектакль "Мой Гамлет" режиссера Татьяны Стрельбицкой. Я хорошо помню...
У меня было много крыс. Крыса - милейшее и умнейшее животное, доброе и верное. Но что делает крыса, если загнать ее в угол, и кого потом считать в этом виноватым?
Пожалуй, еще никогда не чувствовала спектакль так остро, как в этот раз. Наверное потому, что это был третий спектакль "Мой Гамлет" режиссера Татьяны Стрельбицкой. Я хорошо помню предыдущие и я наслаждалась, замечая мельчайшие изменения в новых версиях, анализируя новые ходы, предполагая, для чего был добавлен каждый из них. С каждым разом я все больше внимания уделяю каждому вдоху, каждому повороту головы, каждому лучу софита, каждому звуку, - у Татьяны Стрельбицкой нет лишних деталей, нет бессмысленных штрихов. А может быть потому, что спектакль пришелся на то время, когда у меня был еще совсем не окрепший после болезни организм, и я была особенно эмпатична к ранам, которые с особой жестокостью наносятся героями пьесы друг другу и одновременно себе. В любом случае, это был новый опыт восприятия спектакля, новые ощущения и даже новый для меня спектакль.
В самом сердце Москвы в старинном подвале кафе "Лахесис", где по кирпичным сводам гуляют тени, в нужные моменты тусклый теплый свет сменяется кроваво-красным, меч Гамлета (Стас Мотырев) со свистом пролетает под низкими потолками, и, когда звучат шаги Призрака, кажется, будто сердце Принца стучит под его прозрачной кожей. Кожей, на которую похож его красный легкий шелковый наряд. Бедный, бедный Гамлет... даже в своих доспехах он все так же уязвим, хоть и воинственен и защищен внешне. Так же, как уязвима и Офелия (Лана Крымова), ставшая в один миг забытой ради дворцовых интриг, чужой из-за чужих проступков, ненужной из-за чужих страхов. Бедная, бедная Офелия... с самого ли начала ей был предначертан такой исход? Ей и ее брату Лаэрту (Дмитрий Саврасов-Перельман). А вот Королева (Евдокия Германова), кажется, сама вынесла себе приговор, да и так ли слепа она была, или истина сквозь полные вина кубки пробиралась к ней жалящей правдой? Пожалуй, только Горацио (Яков Казанский) избежал трагической участи, хотя избежал ли... "Кап, кап, кап", - раздается под сводами эхом. Это кровь Полония, слезы Офелии или вино Королевы? Ах да, ведь их уже нет на этом свете... Кто здесь?!
И все же, Гамлет - кто он, жестокий принц, черствый сын, бессердечный кукольник, играющий близкими как марионетками? Хороший он вообще или плохой? В любом случае не считаю, что в нашем неоднозначном мире, где давно стерлись границы между хорошим и плохим, можно еще что-то или кого-то оценивать однозначной оценкой. Он просто мальчишка, потерявший отца, желающий справедливости, глубоко раненный цинизмом своей матери, потерявший доверие к окружающим, желающий остановить и наказать убийцу своего отца, но не справившийся с грузом собственного горя, ответственности и сверхъестественных происшествий, которые рухнули на его неподготовленные к трудностям нежные плечи принца. Виновен ли Гамлет в совершенном в порыве безумия убийстве? Виновен ли в отречении от любви, совершенном на пике разочарования в женщинах? Виновен ли в погубившем всех разоблачении Клавдия, совершенном во имя отца и справедливости? Не Гамлет виноват в случившейся трагедии, а череда действий тех или иных людей, череда неудачно сложившихся обстоятельств, череда реакций на происходящие события, - эффект домино, костяшка за костяшкой складывающегося в руины былых славы и величия датской династии.
Как я и говорила неоднократно, спектакли Татьяны Стрельбицкой живут своей жизнью, трансформируясь, что-то теряя и приобретая, каждый раз по-новому наполняя зрителей эмоциями. Татьяна любит так, чтобы, вдохнув в самом начале спектакля, зритель выдохнул только в конце. И, погрузившись в самом начале, находился в пространстве постановки, не отвлекаясь ни на что постороннее. Так, я заметила щелкающий надо мной фотоаппарат только на поклонах, чему была крайне удивлена - обычно эти щелчки на спектаклях мне очень мешают. Но я не только была внутри происходящего на сцене, в самом эпицентре закружившего героев вихря причинно-следственных связей! В этот раз мне не хватило черепов на троне, эти четыре черепушки так звонко и болезненно перекликались с четырьмя головами на столе в самом конце. Но зато какой роскошной идеей было поставить нанятого актера на пуанты, как его дьявольская сущность дьявольски гениально перекликалась с нежностью балетных па. А вот Демона мне не хватило, не хватило его присутствия, его наблюдения, цокота его копыт по камням старинного подвала. И нанятого актера, и Демона играл один человек (Дмитрий Саврасов-Перельман), да это и было одно и то же существо, и лишь копыта и пуанты были разницей, но какой интересный ход, - кто на самом деле этот нанятый актер, сыгравший свою самую разрушающую роль? И да, кровавая стекающая каплями полоса краски - жирная точка на судьбах героев!
Удивительно, как до самого дна я была испита этим просмотром "Моего Гамлета" Татьяны Стрельбицкой в этот раз. Невероятно, какой сильной в этот раз была моя эмпатия по отношению к персонажам. Или сами актеры к очередному показу уже настолько целиком одели на себя своих персонажей, что слились с ними воедино. Было страшно, было больно, мучили безысходность и отчаяние. Чужие эмоции владели мной на протяжении двух часов! Спектакли Татьяны Стрельбицкой - это как блюда высокой кухни, получившие мишленовские звезды. Только Татьяна звезд с неба не хватает, ей гораздо важнее эмоции ее зрителей, ее актеров, ее персонажей, которых, кажется, она чувствует на каком-то особом уровне, граничащим с тонким миром. Кстати, граница эта начинается еще до спектакля, когда собираются зрители, и вокруг царит атмосфера с положительной и какой-то особенной заряженной энергетикой. Итак, добро пожаловать в особый мир Татьяны Стрельбицкой!